Одна моя сотрудница в нулевых годах решила приобрести высшее образование. Профиль обучения у нее был естественно-научный, но от изучения истории (Украины) в университете никто не был застрахован. Сотрудница моя молодая и пофигистическая, не особо заморачивалась общественными науками. А мне как-то на глаза попался этот ВУЗовский учебник, и я, ради любопытства, свой нос туда сунула. Не помню я авторов (кстати, писавших на русском языке), но в памяти отложилось то, как описывалось формирование «пассионарности» у галичан.
Оказывается, жители тех мест с давних времен обрабатывали землю и плодили многочисленное потомство. При разделе земель на детей, их площадь от поколения к поколению стремилась к нулевой отметке. Но поскольку каждый владелец земли в свою очередь плодил наследников, то скоро становилось нечем кормить семью. От горя и невозможности решить проблему пропитания, главы семей уходили бухать (правильно! к жидам, которые содержали питейные заведения). В шинках они пропивали последние деньги и скудные остатки земельных площадей.
В таком состоянии нашли гордых жителей Галичины сострадательные австро-венгры и задумались над тем, что делать с этим населением своей империи. Вы не поверите, но в учебнике истории было написано, что было решено давать образование нищим галичанам, чтобы они хоть чем-то могли заниматься. Закончилось это тем, что маленький, но уже просвещенный народ, открыл свою нишу. Галичане быстро сообразили, что можно вполне обойтись без тяжелого физического труда, а заняться - правильно! - гуманитарным словоблудием. Как все истинные дети замкнутых социальных систем, они потащили к свету образования всех своих многочисленных родственников.
Вся эта масса «гуманитариев» быстро впитала в себя пассионарные идеи, в большом количестве бродившие в то время по Европе (от восстановления Великой Польши, до всемирного равенства и братства), и расползлась по городам и весям, по республикам и империям. Но при этом никогда не забывалась и своя малая родина. Изрядная часть новоявленных просвещенных пассионариев вернулась в Галичину, где принялась сеять «разумное, доброе и вечное» с целью «лишь бы не работать». Под их влиянием быстро сформировалась идея галичан об их особой миссии и собственной исключительности. А заодно в незамутненное сознание были внедрены идеи украинства, как отдельной национальности, и ненависть к России. Они пронесли это все через столетие, через войны и коммунизм, и развернулись в полном блеске славы во времена «незалежности».
Параллельно в этом учебнике рассказывалось о промышленном становлении восточной и южной Украины, об участии в развитии этих земель царской России. И разница в описании действий двух великих империй прямо-таки бросалась в глаза. Не знаю, как вообще этот учебник допустили к изданию. Хотя в нулевых годах такое, наверное, еще было возможно.
|