В интернете третий день смеются над жителями львовского села, которые увидели в разводах на старом пластиковом окне образ Богородицы. Этот смех понятен и логичен — судя по репортажу, люди ничего реально не видят, но пытаются доказать себе и остальным, что перед ними образ. Однако в смехе над ними помимо здравомыслия проскальзывает неуважение к религии вообще и к божественным знакам, которые действительно существуют и являются неотъемлемой частью истинной веры. Опасность как раз в том, что смеясь над этим случаем, существует большой риск воспринять пародию на веру (сектантство) за веру в Бога и высмеять последнее.
На Западной Украине чрезвычайно экзальтированные люди касаемо религии. Приехавшему сразу же бросается в глаза, что «присутствие бога» там высставлено людьми повсюду и буквально выпячивается. Многочисленные кресты, статуэтки Богоматери, «каплички» (часовни), в сёлах вместо «здравствуйте» говорят сто раз на день «слава Иисусу Христу» и тому подобное. Чуть ли не каждый год происходят «знамения и явления» Богородицы и Христа — и таких мест в тех областях уже десятки. И везде самые-самые уникальные явления, которые не чета другим. И везде на этом делают не просто деньги, а беззастеничвый местечковый пиар — мол, у нас побывал Бог. Столько же старцев, святых и полусвятых пророков, которые говорят прямо от имени Бога. И некоторые из них не гнушаются политических прогнозов, в которых Украина непременно расцветает, становится раем на земле, а «поганая Московия» разрушена и растоптана в грязи.
Подобная набожность при первом с ней столкновении умиляет и вдохновляет, но потом различаешь в ней какую-то чрезмерность и неправильность: будто Бога делают своим повседневным и повсеместным божком. В конце концов, понимаешь, что это чистейшей воды сектантство. Именно сектанство, а не Средневековье, по ошибке называемое «тёмным». Ибо в Средние века близкое восприятие Бога была абсолютно натуральным, естественным и гармоничным. Люди говорили и поступали так же, как думали и что чувствовали, даже если ошибались. В современном сектантстве же подобное отношение к Богу является лишь игрой, поверхностной экзальтацией, которая не касается глубин естества.
Западенцам набожность и знание Евангелия не мешают вести совершать паскуднейшие поступки и даже поддерживать массовые преступления — убийства гестаповцами евреев или сегодняшние бомёжки Донбасса — причём сообща, в согласии друг с другом, считая это угодным Богу. И — опять же — это несравнимо с религиозными войнами прошлых веков, когда люди в самом деле считали, что воюют за Бога. Нет, экзальтированные западенцы просто делают то, что выгодне себе, прикрываясь именем Бога. Они делают его своим соучастником, называя везде и повсюду его имя, ставя на дорогах статуэтки Богоматери и с неистовством выискивая новые знаки своей избранности. Жители львовского села Береговое увидели в разводах на окне не Богоматерь, а собственное эго, божка самолюбия, который убеждает их в том, что их поступки благословенны Богом. Но осуждать надо не столько их, сколько местных священников, которые способствуют самообману, начав молиться на окно с разводами будто Христу. В сравнении с таким сектантством даже умеренный атеизм выглядит намного более христианским, поскольку хотя бы не поощряет спекулятивное использование веры.
Эдуард Биров