Yves писал(а):
Хорошо, что случится с той же крылатой ракетой, если будучи управляема в начальной с средней стадии полёта, при подлёте а цели она вдруг теряет скажем, радиоканал по которому управлялась?
На второй круг не пойдёт - не самолёт.
Уйдёт в "молоко" или тупо заблокирует все рули-сопла и будет лететь туда, куда направлена после последней успешной корректировки курса? А если корректировка имела целью просто облететь препятствие!
???
По радиоканалу крылатые ракеты управлялись до 1960-х гг., на заре существования.
Сегодня система управления полетом КР на маршевом участке состоит, как правило, из трех подсистем, взаимно друг друга страхующих и корректирующих: 1) инерциальной навигационной системы (ИНС), 2) оптического сканирования рельефа со сверкой с картой (ТЕРКОМ по-английски), 3) спутниковой коррекции ГПС/ГЛОНАСС.
ИНС - это система гироскопов и угловых датчиков, а также датчиков ветра, температуры и проч., сопряженная с микропроцессором, отдающим команды приводам и аэродинамическим плоскостям. Проще говоря, она обнаруживает отклонения ракеты вверх-вниз влево-вправо от заранее заложенного курса, и исправляет их. "Выравнивает" ракету. Но неидеально, конечно - для ИНС характерно постепенное накопление ошибки. У совсем неуправляемых ракет отклонение составляет ок. 1% от дальности, у грубых ИНС (например, на ракете "Смерча") - ок. 0,2%, у самых передовых и изощренных может снижаться до 0, 02-0,05%.
При ТЕРКОМ (впервые примененной на "Томагавке") в КР закладывается заранее составленная карта рельефа местности с проложенным маршрутом и контрольными точками (обычно заметными высотами). Используя оптический сканер и высотомер, ГСН сверяет реальный перепад высот с картой и непрерывно уточняет свое местоположение.
При спутниковой коррекции специальный датчик принимает сигналы с навигационных спутников ГПС и/или ГЛОНАСС и устанавливает свое местоположение (ранее с точностью 10-15 м, теперь уже 5-7 м). Эти координаты сверяются с маршрутом на карте, заложенным в память, и выявленное отклонение координат компенсируется доворотом в нужную сторону.
Все три подсистемы имеют свои плюсы и минусы, дополняющие и исправляющие друг друга. Например, ИНС груба, но зато полностью независима от внешних воздействий. Когда её ошибка достигает чрезмерного уровня, включается ГЛОНАСС или ТЕРКОМ, происходит корректировка местоположения по местности или сигналу спутника, отклонившаяся КР возвращается на точное место на предписанном маршруте, и далее опять летит по пассивной ИНС,
ГЛОНАСС или ТЕРКОМ способны к непрерывному точному установлению местоположения, но до некоторой степени уязвимы для внешних помех - ГЛОНАСС для радиоглушилок, ТЕРКОМ для особо неблагоприятных погодных условий. Что ж, если они отключаются - ракета летит только по ИНС, по возможности выдерживая текущее направление. Когда участок глушения или потери связи с рельефом преодолевается, ГЛОНАСС или ТЕРКОМ включаются снова и корректируют накопившуюся к этому времени ошибку ИНС.