Когда мы перестанем экспортировать нефть


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 
Автор  
#1  Сообщение 16.08.15, 12:14  
Завсегдатай
Аватара пользователя

Регистрация: 24.08.2014
Сообщения: 2853
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 63 раз.
Россия
По многочисленным просьбам радиослушателей отвечаю на весьма часто задаваемый вопрос: «почему Россия продаёт сырую нефть вместо того, чтобы перерабатывать её и продавать за рубеж бензин и прочие нефтепродукты».

Ответ вы можете наблюдать на прикреплённой к статье диаграмме.

Изображение

Несложно заметить, что если в конце девяностых годов Россия экспортировала около 60 млн тонн нефтепродуктов, то к 2014 году мы увеличили эту цифру более чем в два с половиной раза, до 165 млн тонн:

http://www.cbr.ru/statistics/d ... table

Проще говоря, мы с каждым годом всё больше и больше нефти не гоним за рубеж в сыром виде, а перерабатываем в бензин и солярку. Европейцы, кстати, весьма недовольны этим обстоятельством – они привыкли паразитировать на нашей нефти, перерабатывая её у себя, а теперь их нефтеперерабатывающие заводы стремительно становятся ненужными:

Рост экспорта дизеля из России бьет по европейским НПЗ
http://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/06/16/rost-eksporta-dizelya-iz-rossii-bet-po-evropejskim-npz

Рост экспорта дизеля из России бьет по европейским НПЗ

Модернизация российской нефтепереработки привела к росту поставок высококачественного топлива в Европу, где оно стало вытеснять местную продукцию


Рост экспорта нефтепродуктов из России, в том числе высококачественного дизельного топлива, привел к избытку предложения на европейском рынке. Из-за этого европейские НПЗ вынуждены сокращать собственное производство или даже закрываться, что угрожает потерей рабочих мест в Европе.

Модернизация российских НПЗ в последние годы стала приносить свои плоды. В 2013 г. Россия стала основным производителем и экспортером дизельного топлива с ультранизким содержанием серы (ULSD), которое традиционно используется для заправки автомобилей в Европе. Его производство составило примерно 500 000 баррелей в день, что вдвое превышает уровень 2012 г., согласно данным Energy Aspects. Кроме того, ожидается, что к 2016 г. оно достигнет 1,1 млн баррелей в день. При этом большая часть ULSD экспортируется.

Избыток импортного дизельного топлива из России в совокупности с падением спроса негативно сказывается на прибыли европейских НПЗ. Шесть лет назад их норма прибыли составляла около $10 за баррель, по данным JBC Energy. Но теперь у некоторых нефтепереработчиков даже отрицательная рентабельность. В Европе структурно не хватает дизельного топлива, поэтому в течение долгого времени эффективность этого направления у местных НПЗ была фактически гарантирована, отмечает Роберт Кэмпбэлл из Energy Aspects: «Но теперь предложение высококачественного ULSD существенно увеличилось, как мазута и бензина, с которыми у них уже были сложности».

Исторически европейские НПЗ не конкурировали с российскими. Даже когда увеличивались поставки топлива из США, Ближнего Востока и Азии, они сохраняли прибыльность, импортируя и перерабатывая российскую нефть. Однако Россия стала поставлять в Европу дизельное топливо более высокого качества, соответствующее европейским требованиям. В результате с 2008 г. по 2013 г. объем нефтепереработки в Европе снизился на 8% и число прямых и косвенных потерь рабочих мест составило 50 000, свидетельствуют данные FuelsEurope. А новые производственные мощности в Азии и на Ближнем Востоке только усиливают конкуренцию и давление на европейские НПЗ.

Ференц Хорват, член правления венгерской MOL, предупреждает, что без рационализации мощностей европейский нефтеперерабатывающий сектор продолжит испытывать проблемы, особенно учитывая увеличение импорта из России, США и новых НПЗ на Ближнем Востоке. MOL уже закрыла НПЗ на севере Италии мощностью 55 000 баррелей в день и может закрыть еще два завода в Хорватии. Итальянская Eni и испанская Compania Espanola de Petroleos тоже были вынуждены закрыть некоторые НПЗ в прошлом году. «Падение местного спроса вместе с избыточными мощностями взяли свое, в то время как объем нефтепереработки в Европе прошлым летом достиг минимального уровня за 32 года», - отмечает Хорват.
Из-за высоких цен на нефть (около $110 за баррель) и низкой рентабельности производства дизельного топлива может закрыться еще больше НПЗ в Европе. Также ожидается, что с июня по август поставки сырой нефти на местные НПЗ сократятся на 9% до 11,5 млн баррелей в день, согласно JBC Energy. Вместе с ростом импорта дизельного топлива из России сокращается импорт сырой нефти.

Экспорт российской нефти в Европу сократился

Более низкие пошлины на экспорт дизельного топлива по сравнению с бензином приведут к тому, что его производство и экспорт в России увеличатся. Поэтому доля российского дизельного топлива на европейском рынке только вырастет, полагает аналитик JBC Energy Александр Пегль.

Перевел Алексей Невельский


Если темпы строительства новых НПЗ в России не замедлятся, то лет через 10-15 мы перестанем экспортировать сырую нефть вовсе, так как она будет целиком перерабатываться на территории России.

Скажете, долго?

Извините, это вам не кроссовки шить. Современные добыча и переработка нефти – это не только очень высокие технологии, но и сотни миллиардов долларов инвестиций. Сейчас категорически недостаточно пробурить скважину, чтобы из неё забил фонтан чёрного золота. Для понимания масштабов: только начальный объём инвестиций только в Бованкенское месторождение превышает сумму, которая требуется для отправки космической миссии на другую планету Солнечной системы.

Оно и неудивительно. Очень недёшево обходятся приборы, которые могут забуриться на несколько километров вглубь, вынюхать там пузырь месторождения, а потом выкачать наверх жидкость из породы, больше всего напоминающей по консистенции смоченный в нефти кирпич. Также весьма недёшево обходятся приборы, которые отпугивают от поднятой на поверхность нефти носителей демократии с их крылатыми ракетами.

Таким образом, когда производство нефти сравнивают, скажем, с производством автомобилей, обычно имеет место некоторое недопонимание. Построить современный автомобильный завод на порядок проще, нежели освоить современное месторождение нефти и защитить его от наших американских партнёров.

Впрочем, все эти соображения не отменяют того обстоятельства, что продавать бензин и солярку выгоднее, нежели гнать за рубеж сырую нефть – да и цены на нефтепродукты скачут далеко не так хаотично, как открытые всем спекулятивным атакам нефтяные котировки.

В лихие девяностые о строительстве собственных НПЗ власть не думала: либералы видели Россию исключительно в качестве сырьевой колонии Запада, и вся нефтепереработка, по их мнению, должна была производиться не в варварской России, а в цивилизованной Европе.

Однако как только Владимир Владимирович принял власть из слабеющих рук уходящего на пенсию Бориса Ельцина, перед ним встал вопрос постройки нефтеперерабатывающих заводов. Вопрос этот был далеко не первоочередным, но всё же весьма важным: по причинам, которые я уже изложил выше.

После распада СССР многие НПЗ остались на Украине и в Белоруссии – Советская власть строила их поближе к границам, чтобы было удобнее экспортировать топливо в Европу и чтобы танки в случае необходимости имели удобные точки для заправки. С одной стороны, это было хорошо – так как оставшиеся в братских республиках НПЗ были оснащены отнюдь не самым новым оборудованием. С другой стороны, постройка новых заводов требовала больших, очень больших денег, которые взять на тот момент было неоткуда.

При Ельцине новые НПЗ не строились – если не считать установки по производству изобутилена на Тобольском нефтехимическом комбинате, которая была введена в строй в 1997 году.

В первый срок президента Путина с вводом новых мощностей также всё было довольно тускло. Серьёзную модернизацию провёл на своём Волгоградском заводе Лукойл и, пожалуй, на этом достижении перечень крупных проектов той четырёхлетки можно закрывать.

Во время второго срока был открыт Пуровский завод переработки газового конденсата. К началу 2014 года мощности этого завода были постепенно доведены до 11 млн тонн в год: это довольно серьёзный объём.

После 2008 года новые НПЗ вводились в строй ударными темпами – начали достраиваться заложенные во время второго срока Путина проекты. Открылось около десятка новых производств, самыми крупными из которых стали комплекс заводов «ТАНЕКО» в Нижнекамске и «Газпром нефтехим Салават» в Салавате:

http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(Дмитрий_Медведев,_2008-2012)

Общая сумма инвестиций в построенные за эту четырёхлетку НПЗ подобралась к внушительной цифре в триллион рублей.

На третьем сроке Путина темпы строительства только ускорились – только за последние два с половиной года в строй введено около 15 крупных проектов. Ещё пара десятков нефтехимических производств строится прямо сейчас и, вероятно, большая их часть откроется до 2018 года:

http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин,_2012-2018)

Вчера в комментариях активно обсуждалось производство полиэтилена. Крупнейший в России завод по производству полиэтилена строится в Ямало-Ненецком АО, на начальном этапе он будет производить 400 тысяч тонн полиэтилена в год, позже – 1,2 млн тонн в год. (На всякий случай: полиэтилен делают из нефти).

В Смоленской области в следующем году должен заработать комплекс по производству сжиженного природного газа, он позволит обеспечить газом населённые пукты, до которых экономически нецелесообразно тянуть газопровод.

Целый выводок НПЗ начнёт в ближайшем будущем производить топливо по стандартам Евро-5. Также стратегически важным является строительство порта Сабетта на полуострове Ямал, который обеспечит отправку сжиженного природного газа по Северному морскому пути. Общая стоимость проекта – с учётом стоимости завода по сжижению газа – оценивается в 850 млрд рублей.

В общем, коллеги, мы активнейшим образом развиваем переработку нефти. Было бы неплохо, конечно, ещё сильнее ускорить этот процесс, но, увы, время кризисное, каждый миллиард сейчас на счету. Кроме НПЗ строятся ведь ещё порты, железные дороги, аэропорты и космодромы, атомные станции (12 штук) и очень много чего ещё:

http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(строящиеся)

Чтобы картина не казалась слишком радужной, расскажу и о проблемах. Хоть американцам и не удалось обрушить нашу финансовую систему в декабре 2014 года, они всё же довольно сильно подгадили нам, отключив наши крупные компании от долларовых кредитов. Многие новые НПЗ строились именно под эти кредиты, и необходимость искать деньги в других местах подтормозит строительство некоторых некоторых заводов.

Также наши НПЗ зависят от Запада в вопросах поставок катализаторов. Конечно, Запад пока что не накладывал эмбарго на катализаторы, и, конечно, даже если такое эмбарго будет наложено, мы сможем несколькими способами его обойти. Но всё же зависимость от Запада у нас тут есть, и эту зависимость мы устраним только в 2016 году, когда в Ангарске откроется завод по производству катализаторов:

http://www.dp.ru/a/2015/08/14/ ... otka/

Наконец, наш Минфин так крепко стиснул сейчас вымя нефтеперерабатывающим заводам, что у них могут начаться некоторые проблемы с рентабельностью, что может, в теории, привести к сокращению производства бензина. Впрочем, как показывает опыт, тут нефтяники с налоговиками какое-нибудь решение найдут: в Кремле отлично понимают, что свою нефтепереработку надо развивать невзирая ни на какие временные трудности.

В качестве подведения итога ещё раз напомню, что цены на нефтепродукты скачут далеко не так сильно, как цены на сырую нефть. Поэтому даже если к Новому году стоимость нефти временно опустится до 5 долларов за баррель – а при дефляционном сценарии развития финансового кризиса в США такие экстремумы вполне возможны – созданный за последние 10 лет мощный нефтеперерабатывающий контур позволит нам пройти период низких цен без критичных для бюджета потерь.

Фриц Моисеевич Морген

http://cont.ws/post/110977

  Профиль  
  
    
#2  Сообщение 16.08.15, 12:46  
Ветеран

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 11527
Благодарил (а): 507 раз.
Поблагодарили: 280 раз.
СССР
Какая разница как душить РФ для запада? Запретом импорта нефти или дизеля?

  Профиль  
  
    
#3  Сообщение 16.08.15, 12:52  
Новичок

Регистрация: 14.08.2015
Сообщения: 26
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Для полноты картины надо было разъяснить слушателям что основной экспортируемый нефтепродукт это мазут. бггы :vata

  Профиль  
  
    
#4  Сообщение 16.08.15, 12:54  
Завсегдатай
Аватара пользователя

Регистрация: 24.08.2014
Сообщения: 2853
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 63 раз.
Россия
Удмурт писал(а):
Для полноты картины надо было разъяснить слушателям что основной экспортируемый нефтепродукт это мазут. бггы :vata
Так разъясни, с цифрами.

  Профиль  
  
    
#5  Сообщение 16.08.15, 13:25  
Старожил

Регистрация: 16.08.2014
Сообщения: 7379
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 33 раз.
мдя, чето не видать по графику замены нефти на нефтепродукты - как-то не особо и просела сырая нефть с 255 до 220 млн т. по сути нефтепродуктами лишь наращивался экспорт

  Профиль  
  
    
#6  Сообщение 16.08.15, 14:40  
Ветеран

Регистрация: 20.02.2015
Сообщения: 11834
Благодарил (а): 23 раз.
Поблагодарили: 72 раз.
_vortex_ писал(а):
Какая разница как душить РФ для запада? Запретом импорта нефти или дизеля?
В отличие от белогандонников,
на западе свет клином для России не сошёлся.

А солярка и в самой России нужна.

  Профиль  
  
    
#7  Сообщение 16.08.15, 14:42  
Ветеран

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 11527
Благодарил (а): 507 раз.
Поблагодарили: 280 раз.
СССР
Yves писал(а):
на западе свет клином для России не сошёлся.
А солярка и в самой России нужна.

В таких объемах?

  Профиль  
  
    
#8  Сообщение 16.08.15, 14:59  
Завсегдатай
Аватара пользователя

Регистрация: 24.08.2014
Сообщения: 2853
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 63 раз.
Россия
Yves писал(а):
_vortex_ писал(а):
Какая разница как душить РФ для запада? Запретом импорта нефти или дизеля?
В отличие от белогандонников,
на западе свет клином для России не сошёлся.

А солярка и в самой России нужна.
Каклы могут выть и стонать, но Россия планомерно увеличивает долю экспорта нефтепродуктов, и уменьшает долю сырой нефти. Все остальное неважно ;)

  Профиль  
  
    
#9  Сообщение 16.08.15, 15:25  
Ветеран

Регистрация: 20.02.2015
Сообщения: 11834
Благодарил (а): 23 раз.
Поблагодарили: 72 раз.
_vortex_ писал(а):
Yves писал(а):
на западе свет клином для России не сошёлся.
А солярка и в самой России нужна.

В таких объемах?
Спрос определяет предложение.
Сколько надо будет - столько поднимут и переработают.

К слову: нефть, это не только дизельное топливо.

  Профиль  
  
    
#10  Сообщение 16.08.15, 15:30  
Завсегдатай
Аватара пользователя

Регистрация: 19.08.2014
Сообщения: 3888
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 44 раз.
Поблагодарили: 54 раз.
Россия
Цитата:
Построить современный автомобильный завод на порядок проще
Да, если нефть подешевеет, мы построим кучу автомобильных заводов. Выгоним немцев и японцев с авторынка.

  Профиль  
  
    
#11  Сообщение 16.08.15, 15:36  
Ветеран

Регистрация: 20.02.2015
Сообщения: 11834
Благодарил (а): 23 раз.
Поблагодарили: 72 раз.
ватервейс писал(а):
Цитата:
Построить современный автомобильный завод на порядок проще
Да, если нефть подешевеет, мы построим кучу автомобильных заводов. Выгоним немцев и японцев с авторынка.
И что Вы станете с этой кучей делать?

  Профиль  
  
    
#12  Сообщение 16.08.15, 16:16  
Старожил
Аватара пользователя

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 5117
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 96 раз.
Yves писал(а):
ватервейс писал(а):
Цитата:
Построить современный автомобильный завод на порядок проще
Да, если нефть подешевеет, мы построим кучу автомобильных заводов. Выгоним немцев и японцев с авторынка.
И что Вы станете с этой кучей делать?

ну эт как обычно, главное - навалить, а думать потом.

  Профиль  
  
    
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 

   Похожие темы   Автор   Ответы   Последнее сообщение 
В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Европа покупает российскую нефть через Индию рекордными темпами

Ёк-Макарёк

114

14.01.24, 11:46

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Нефть - йок

si123

60

11.01.24, 10:36

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. нефть в обмен на танцы

bremwen

27

31.10.23, 14:56

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Индия не хочет платить за российскую нефть в юанях и задерживает платежи

schaman

41

22.10.23, 10:21




[ Time : 0.132s | 21 Queries | GZIP : Off ]