Начало донецких военных дорог
1 апреля коммунальное предприятие «Дорожное ремонтно-строительное управление» запустило в сезонную работу асфальтобетонный завод. Донецкие дороги вызывают восхищение не только у местных жителей, зарубежные гости столицы ДНР тоже редко скрывают свое удивление. «Донецкое время» решило выяснить, откуда берут начало столичные дороги. Нам удалось посетить асфальтобетонный завод и пообщаться с заведующим подсобным производством КП «ДРСУ» Сергеем Дурышевым.
Особое дорожное внимание
Сергей Петрович, на заводе вовсю кипит работа. Сколько времени обычно длится сезон?
Сезон начинается с 1 апреля и завершается примерно 1 ноября. После чего мы выходим на ремонт всех четырех имеющихся смесителей, реакторной установки, компрессорной, лабораторий, битумохранилища и котельной. Также в зимний период закупаем все необходимые материалы.
Даже злые языки отмечают, что в Донецке дороги в отличном состоянии. Во всех районах столицы работники КП ДРСУ регулярно ведут ремонтные работы. Но все же война не закончилась, и открыть завод в установленный срок, как мне кажется, было непросто...
Благодаря руководству Республики и города мы сегодня успешно работаем. Трудно представить, но в военное время на дороги все же выделяются средства. А во главе нашего предприятия – замечательный руководитель Сергей Скиданов, который приложил титанические усилия, чтобы сохранить завод. Уверен, что в государстве все начинается именно с дорог. Еще со времен Римской империи к дороге относились с особым вниманием: нет дорог – нет ничего, есть дороги – можно что-то подвозить. Первое, что делали римляне, завоевав какую-то территорию, – это дорога. Умные, практичные были люди. По этой дороге можно было подвозить войска, продукты питания. Вот и в Донецке к дорогам относятся с особым вниманием.
Завод ни разу не останавливался, всегда работал, выпускал асфальт. Наши люди работали даже под обстрелами, все 9 районов столицы ДНР постоянно ремонтировались.
За период обстрелов очень пострадало и дорожное покрытие города. Какой объем работ надо выполнить, чтобы все дороги были в идеальном состоянии?
По городу судят, какие дорогие внутри кварталов. Все подсчитано, времени нужно немало. Нам необходим мир, и все будет решено. Мы работаем, а в нынешнем сезоне план асфальтирования увеличен в три раза в сравнении с прошлыми годами.
Какую продукцию выпускаете?
Завод производит пять видов асфальтобетона: мелкозернистый для ямочного ремонта; мелкозернистый для внутриквартальных участков и тротуаров; мелкозернистый для верхнего слоя и мелкозернистый для нижнего слоя (крупный). Кроме всего прочего, делаем асфальт для ремиксера. Раньше выпускали «холодный» асфальт, но сейчас приостановили это производство.
Тонны, градусы и метры
Что это за вид асфальта и с чем связана остановка его производства?
«Холодный» асфальт можно укладывать при любой погоде, будь то снег или дождь. Но это только для недолгосрочного эксплуатирования дорог. Например, только на зиму, чтобы ликвидировать какую-то яму. А весной уже приступить к нормальному, полноценному плановому ремонту. Для такого производства сейчас не хватает сырья. Раньше добавки шли из Польши. Но это не значит, что мы не ищем альтернативы. В Донецке уже разрабатывается «теплый» асфальт. По сути, его целевое предназначение такое же, как и «холодного». Думаю, в следующем году он будет пущен в эксплуатацию.
Скажите, а какова производственная мощность завода?
В день завод может выпускать 1 200–1 300 тонн асфальта. Для понимания поясню, что одной тонны хватает на то, чтобы проложить 10 квадратных метров дорожного покрытия.
Завод покрывает потребности города?
Да, полностью покрывает.
Вы сказали, что делаете асфальт для ремиксера. Расскажите об этой установке.
Это установка, которая разогревает старый асфальт и поднимает его. То есть срезается практически 60 процентов старого слоя, который в дальнейшем перерабатывается и смешивается с новым асфальтом. В результате получается хороший асфальтобетон, и при этом идет 60-процентная экономия материалов.
А сырье где закупаете?
В прошлом году у нас в запасе было сырье, предварительно завезенное из тельмановского карьера. Благодаря руководителю КП ДРСУ Сергею Скиданову все необходимые материалы в непростое военное время мы получали из Российской Федерации. И по сей день приобретаем сыпучие в Воронеже. Единственное, минеральный порошок покупаем в Макеевке.
Перечисляя выпускаемую заводом продукцию, вы сказали, что для внутриквартальных участков дорог применяется один вид асфальтобетона, а для магистральных – другой... Чем они разнятся?
Существует разновидность маркировок асфальта: Б, В, Г. Б-асфальт идет для магистральных дорог, В – для внутриквартальных. Различие – в процентном содержании щебня и битума, в зависимости от нагрузки на дорогу. По внутрикварталке проезжает меньшее количество машин на небольшой скорости. Поэтому для неответственных дорог применяется меньше щебня. Ведь в закупке этот материал дорогой, в несколько раз дороже, чем отсев. Но хочу отметить, что качество остается одинаковым. Мы работаем строго по госту.
Из рода в род
Сколько человек трудятся на асфальтобетонном заводе?
На заводе работают 76 человек.
Штат полностью укомплектован?
Да, коллектив у нас полностью укомплектован. Работники трудятся здесь и по 20–30, даже 45 лет. Только сейчас пополнение пришло, ведь некоторые все-таки уходят по возрасту. К примеру, недавно ушла сотрудница, которая проработала здесь 47 лет. В ее трудовой книжке была всего лишь одна запись! И что примечательно, на заводе трудятся целые династии: от бабушек до внуков. А все почему? Потому что хорошая зарплата, условия труда, а руководство КП ДРСУ относится к людям по-человечески, потому что знает, что это напрямую отражается на их работе и деятельности предприятия. Это закон!
Нельзя не сравнить жизнедеятельность завода в украинское время и нынешнее.
Помню, когда была «оранжевая революция», Ющенко с Тимошенко пришли к власти, завод практически остановился. Финансирование было урезано, упали заработки и объем работы. Мы тогда почти остановились.
Водяная завеса
Технологии с каждым годом меняются. Ведутся ли на заводе научные разработки?
Да, постоянно что-то новое придумывается. Научно-исследовательские институты работают – в общем, на месте мы не стоим! Каждый год совершаем по 2–3 командировки на другие заводы, и к нам тоже приезжают коллеги. Всегда делимся и обмениваемся опытом, ведь дорожники живут дружно. Вот недавно приезжали россияне, предлагали производить обогрев битума.
И как вы на такое предложение ответили?
Сначала смотрим, во что это выйдет и какой даст эффект. Чтобы что-то внедрять, нужно четко понимать, за какое время все это окупится. Конечно, сразу нововведение не может окупиться, а вот если где-то через год – это уже показатель. Модернизация подразумевает экономию и эффективность предприятия: сколько вложено в себестоимость тонны асфальта – условно, 100 или 70 рублей. А что мы можем сэкономить? Электроэнергию, газ, воду. К примеру, лет 7–8 назад на производство одной тонны асфальта мы тратили 27 кубометров газа. После модернизации мы расходуем уже 19 кубов. Представьте себе: мы экономим восемь кубов газа!
И что еще очень важно, асфальтобетонный завод находится в черте города. Поэтому наша главная задача – минимизировать выбросы, чтобы воздух был чище. Можно, конечно, заказать фильтры, которые стоят миллионы. Но мы не настолько богаты, и так справимся.
Если фильтры – удовольствие дорогое, как достигаете чистоты и минимума производственных выбросов?
Поставили регуляторы – водяную завесу. Пыль, входящая в эту завесу, оседает. Поэтому воздух становится гораздо чище.
Сколько лет такая система работает?
Только в этом году ее внедрили. Испытали в ноябре 2015 года. И сейчас успешно по ней работаем.
До последнего самосвала
Сегодня много студентов учатся в профильных вузах. Помогаете ли им, берете на практику?
Сотрудничаем с вузами и, конечно же, берем на практику студентов. Много молодежи, на которую нужно рассчитывать, и это правильно! Она – умная и грамотная. Нужно давать дорогу молодым, чтобы они проявили свои знания. Поэтому Сергей Скиданов делает ставку на молодежь. Вот на заводе трудятся и 19-, и 20-, и 24-летние ребята.
Отличительной чертой всех работников коммунального предприятия «Дорожное ремонтно-строительное управление» является яркая и опрятная форма одежды, которая регулярно обновляется. И даже на заводе, где, казалось бы, работа пыльная, все сотрудники опрятно одеты, а территория предприятия напоминает сад, в котором цветут деревья и повсюду растут цветы.
Да, одежда радует. Согласитесь, ведь жителям города приятно видеть коммунальщиков в красочной робе, и нашим сотрудникам приятно работать в такой спецодежде. Кстати, ее каждый сезон шьют донецкие портные. А что касается растущих цветов и ухоженных клумб на заводе, это старания наших прекрасных работниц.
Какой режим работы вашего предприятия?
С 7:00 и до последнего самосвала. И в выходные тоже работаем. Ведь в эти дни нагрузка на дороги становится меньше, это дает возможность для их ремонта, не создавая излишних неудобств водителям. Укладывать асфальт ночью мы не можем – нельзя это делать при плохом освещении. Иногда вынуждены производить работы в ночное время суток, но только в тех местах, где перекрыть движение днем просто невозможно.
Сердце завода
При каких дополнительных условиях нельзя укладывать асфальт?
В дождь и снег – категорически запрещено! Асфальт попросту не приклеится, какие бы добавки мы ни применяли. Вот недавно показывали, что в Украине под снегом укладывали асфальт. Да, это хорошо, но сколько же такая дорога простоит? Есть определенный гост, разработанный еще в Советском Союзе, в котором указано, что температура земли должна составлять +10 градусов, но не выше 30. (Температура асфальта, +160 градусов, в сочетании с высокой температурой воздуха негативно сказываются на самочувствии работников. – Прим. ред.) Для проведения качественных работ в идеале необходима нормальная сухая погода. В противном случае нарушается технология укладки асфальта. Да, случаются аварийные ситуации, когда срочно надо устранить яму, которая может привести к дальнейшему разрушению дорожного полотна. Только в таких крайних случаях работы выполняют при любой погоде.
Сколько лет гарантии асфальту, который кладете в нынешнем сезоне?
От 3 до 5 лет – в зависимости от нагрузки.
Скажите, сколько лет вашему предприятию?
51 год.
Для нормальной работы не многовато ли?
Оборудование регулярно обновляется. Если заботишься о заводе, то он еще очень долго прослужит. Не думайте, что новое лучше старого. Нет, иногда бывает и наоборот. Все зависит от конструктора.
Сергей Петрович, как контролируется качество выпускаемого асфальта?
Для этих целей на заводе есть лаборатории. Каждая полностью аттестована, укомплектована персоналом и всем необходимым современным проверочным оборудованием. Вот в этом году мы закупили дополнительные установки, потому что лаборатория – это сердце завода. Как она работает, так и все наше предприятие работает.
Итак, лаборатория делает подбор. Затем, когда выпускается асфальт, берутся образцы и подвергаются испытаниям. После чего лаборанты докладывают все мастеру и мне. Допустим, лаборанты выносят такой вердикт: здесь щебня чуть меньше, добавьте его. Следовательно, идет соответствующая команда дозировщикам. Они добавляют, а машинист завода знает, что у него ошибка, и исправляет ее. Затем это все вывозится машинами, закатывается. Но и это еще не все. Потом лаборатория выезжает на дорогу, вырезает пробы, опять их испытывает и дает заключение, что этот асфальт укатан правильно. В этом вопросе важно не только выпустить продукт, но и верно его положить. Сергей Семенович этот вопрос держит в строгости. Качество на заводе ставится во главу угла. Все делается по совести.
Чувство женской руки
«Донецкое время» решило собственными глазами осмотреть одну из лабораторий, чтобы ознакомиться с ее работой практическим путем. В лаборатории работают три человека: начальник и два техника-лаборанта. О том, как контролируется качество выпускаемой заводом продукции, нам рассказала начальник Ирина Дацюк.
Нам обязательно нужно знать, из чего мы производим асфальт, и, конечно же, проверить его качество. Изначально сопоставляем соответствие поступившего на завод материала с сопроводительной документацией – паспортом и сертификатом. Затем определяем, как все минералы связать. Вот и делаем это методом подбора, согласно гостам. В результате делается асфальтобетон.
Затем берем пробу из асфальтобетонной смеси, изготавливаем из нее образцы и испытываем: на плотность, водонасыщение, прочность, коэффициент водостойкости. Результаты испытаний записываем в журнал, сверяем на соответствие с гостом.
Перед испытанием асфальтобетонной смеси проверяем дорогу, где потом этот асфальт будут стелить. Для этого едем на место, делаем вырубки и производим испытания этих образцов. Все производимые опыты дают возможность определить коэффициент уплотнения – хорошо ли каток уплотнил асфальт. Обычно у нас все параметры сходятся, потому что работают мастера своего дела.
Лаборатория действительно оснащена всем современным оборудованием. Здесь чистота и порядок. Чувствуются женские руки, которые бережно относятся к рабочему месту.
Донецк асфальтом обеспечим!
Конечно же, мы не могли не пообщаться и с другими сотрудниками предприятия, которые сформировали здесь свои трудовые династии. Наше внимание привлек Александр Кононов, управляющий одним из асфальтобетонных смесителей:
На этом заводе оператором котельной больше 40 лет работала моя бабушка. Потом устроился отец, сейчас он старший машинист 4-го смесителя. Вот и я решил продолжить дело своего папы. Начинал с должности дозировщика. Сейчас уже старший машинист, передаю опыт другим. У нас одна дружная команда. Делаем единое дело. Конечно, как и везде, есть свои сложности, но мы привыкли. Одно могу сказать: Донецк асфальтом обеспечим!
Нам удалось побеседовать и с отцом Александра, Игорем Кононовым:
Каждый рабочий день у нас начинается бодро, все бегом, все прыжками. На заводе хорошие заработки и уважительное отношение к сотрудникам со стороны руководства. Поэтому и привел сюда сына, обучал его. Теперь он отлично справляется со своей работой. Когда у меня будет внук, и его приведем сюда! (Улыбается.)
Наше внимание привлекла сотрудница предприятия, представляющая еще один семейный подряд, Татьяна Юлина:
Почти семь лет работаю здесь сварщиком и очень люблю свое дело. Кому-то может показаться, что это не совсем женская работа, но мне она очень нравится, интересен сам процесс сварки. Понимаю то, что мой труд востребован. Здесь работает и мой муж. Он механизатор, так что мы друг за другом присматриваем. (Улыбается.)
Газета «Донецкое время», 20 апреля 2016, № 15 (29)
Елена ФЕСЕНКО. Фото Павла НЫРКОВА
http://dnr-news.com/pressa/319 ... .html