Графома́ния (от греч. γράφω — писа́ть, чертить, изображать и греч. μανία — страсть, безумие, влечение) — патологическое стремление к многописательству, к сочинению произведений, претендующих на публикацию в литературных изданиях, псевдонаучных трактатов и т. п. Страдающий графоманией может сочинять «научные труды» в областях, в которых не разбирается, писа́ть художественные произведения при полном отсутствии каких бы то ни было творческих способностей[1]. Написанное графоманами большей частью банально или даже бессмысленно по содержанию[2].
Также существует эротографомания (лат. erotographomania; эрото + графомания) — разновидность графомании в виде непрерывного составления любовных писем. Наблюдается у психически больных и психопатических личностей. Термин «эротографомания» применяют также к половой перверсии, при которой любовные письма пишутся исключительно для достижения полового возбуждения и удовлетворения.
Вне психиатрического контекста понятие «графомания» нередко применяется к литературе, наивно пренебрегающей общепринятыми в элитарной и массовой литературах эстетическими критериями, к необычайно продуктивным «плохим» авторам. Ряд писателей имели устойчивую культурную репутацию графомана, эталонного «плохого писателя», например, в пушкинскую эпоху Д. И. Хвостов, а в русской эмиграции Виктор Колосовский.
Одной из самых частых причин графомании некоторые исследователи называют гиперкомпенсацию комплекса неполноценности, а часть случаев — выражением бредовой или сверхценной идеи идентификации себя с выдающимся писателем[2]. Один из примеров графомана — Йозеф Геббельс, который претендуя на роль главного историографа Второй мировой войны, исписал 15000 страниц машинописи с довольно тенденциозными текстами[2].
Графомания встречается при некоторых формах шизофрении, паранойе, маниакальном и гипоманиакальном состояниях, и при других психических расстройствах[1]. При синдроме психического автоматизма (Кандинского — Клерамбо) больные могут говорить, что их вынуждают много писа́ть некие внешние силы[2]. Графоманические тенденции нередки у сутяжных психопатов (при параноидном расстройстве личности).
Компенса́ция — защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков[1]. Термин введен Зигмундом Фрейдом, а позднее, понятый как жизненная стратегия, стал одним из центральных понятий в индивидуальной психологии Альфреда Адлера. Обычно компенсация проявляется в виде дополнительных усилий, прикладываемых к деятельности, как бы «компенсирующей» недостатки человека. Например, занятия спортом для инвалида будут являться компенсацией. Если усилия, затрачиваемые на компенсацию, оказываются неадекватно большими, то это уже называется ги́перкомпенсация.
Комплекс неполноценности — совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи и т. п. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение человека.
Первым, кто исследовал и описал комплекс неполноценности, был венский психоаналитик Альфред Адлер.
Люди, страдающие комплексом неполноценности, рассматривают себя как нечто незначительное и ущербное. У многих пациентов на его почве развиваются депрессии, за которыми в тяжёлых случаях может последовать опасность самоубийства.
Одним из симптомов комплекса неполноценности может быть демонстрация сигналов, которыми страдающий им человек пытается обратить на себя внимание остальных людей. Другими симптомами могут быть недостаточность контактов, боязнь людей, боязнь сделать ошибку, постоянное напряжение. Комплекс неполноценности иногда является также подсознательной причиной дефектов речи.
Нередко характерны попытки возместить комплекс собственной неполноценности выставленной напоказ ролью жертвы. У молодых мужчин для маскировки ощущения неполноценности часто наблюдаются повышенная агрессивность и потребление алкоголя, а также символы статуса, такие как спортивные автомобили, характерная одежда и т. п. Чрезмерное высокомерие также может свидетельствовать о внутренне нарушенном чувстве собственного достоинства.
Комплекс неполноценности — в целом, негативное явление. Однако, в некоторых случаях, он может мотивировать человека на достижение позитивных целей в жизни[1].
Альфред Адлер считал, что комплекс неполноценности развивается у детей по нескольким причинам:
Физические недостатки (например, неполноценность какого-либо органа, маленький рост, непропорциональность). Чрезмерная родительская опека, которая не позволяет научиться самостоятельно решать проблемы. Отсутствие родительского внимания снижает уверенность в своих силах. Физические недостатки зачастую стараются компенсировать усиленными тренировками. Например, Демосфен, заикавшийся с детства, стал одним из великих ораторов; Вильма Рудольф в детстве переболела полиомиелитом, из-за чего долго испытывала проблемы с ходьбой, стала трёхкратной олимпийской чемпионкой в лёгкой атлетике. Адлер предположил, что великие люди добивались своих результатов, в том числе в творчестве, в процессе преодоления собственных комплексов неполноценности.
Если комплекс неполноценности преодолеть не получилось, то это может привести к неврозу в зрелые годы. Иногда комплекс неполноценности проявляется внешне в комплексе превосходства — в хвастовстве и высокомерии.
Чувство неполноценности и вытекающие из него депрессии нередко уходят корнями в раннее детство. Научно доказано, что недостаточное внимание к ребёнку и постоянная критика могут подорвать развитие здорового чувства собственного достоинства у подростка.
При этом следует отметить, что Зигмунд Фрейд в своих «Лекциях по введению в психоанализ» писал:
Знаю, что вы много слышали о чувстве неполноценности, которое характеризует как раз невротиков. Оно проявляется, в частности, в так называемой художественной литературе. Писатель, употребивший словосочетание «комплекс неполноценности», считает, что этим он удовлетворяет всем требованиям психоанализа и поднимает своё творение на более высокий психологический уровень. В действительности искусственное словосочетание «комплекс неполноценности» в психоанализе почти не употребляется. Он не является для нас чем-то простым, тем более элементарным. Сводить его к самовосприятию возможного недоразвития органов, как это любят делать представители школы так называемой индивидуальной психологии, кажется нам недальновидным заблуждением. Чувство неполноценности имеет глубоко эротические корни. Ребенок чувствует себя неполноценным, если замечает, что он нелюбим, и точно так же взрослый. Единственный орган, который может рассматриваться как неполноценный, это рудиментарный пенис, клитор девочки. Но по большей части чувство неполноценности происходит из отношения Я к своему Сверх-Я, являясь, так же как чувство вины, выражением напряжения между ними. Чувство неполноценности и чувство вины вообще трудно отделить друг от друга. Возможно, было бы правильно видеть в первом эротическое дополнение к чувству моральной неполноценности. Этому вопросу разграничения понятий мы в психоанализе уделяли мало внимания.
Именно потому что комплекс неполноценности стал так популярен, я позволю себе сделать здесь небольшое отступление. У одного исторического деятеля нашего времени, который здравствует и поныне, но отошёл от дел, вследствие родовой травмы имело место некоторое недоразвитие одной из рук. Очень известный писатель наших дней, охотнее всего пишущий биографии замечательных людей, занялся жизнью этого упомянутого мной человека. Но ведь трудно подавить в себе потребность углубления в психологию, когда пишешь биографию. Поэтому наш автор отважился на попытку построить все развитие характера своего героя на чувстве неполноценности, вызванном этим физическим дефектом. Но при этом он упустил один маленький, но немаловажный факт. Обычно матери, которым судьба дала больного или неполноценного ребёнка, пытаются восполнить эту несправедливость чрезмерной любовью. В нашем случае гордая мать повела себя по-другому, она отказала ребенку в любви из-за его недостатка. Когда он стал могущественным человеком, то всеми своими действиями доказал, что так никогда и не простил свою мать. Если вы представите себе значение материнской любви для детской душевной жизни, вы, видимо, мысленно внесете поправки в теорию неполноценности биографа.
— Зигмунд Фрейд. «Лекции по введению в психоанализ»[2] По всей видимости, Фрейд имел в виду кайзера Вильгельма II, который с рождения страдал врождённым физическим недостатком — повреждённой левой рукой, которая была короче правой на 15 см.
Наряду с психологическими факторами в развитии комплекса неполноценности не менее важна и роль других внешних факторов — демографических, социальных, политических, религиозных, этнических и даже сексуальных. Нередко представители меньшинств, будучи жертвами дискриминации, страдают комплексом неполноценности в одной или нескольких из упомянутых категорий. Например, среди этнических меньшинств нередко встречается комплекс этнической неполноценности. Среди людей, выросших в бедных семьях, на фоне зажиточности других людей может сформироваться комплекс классовой неполноценности и т. д.
Полово́е извраще́ние или сексуа́льная перве́рсия (также извраще́ние полово́го чу́вства) — любое сексуальное поведение, считающееся в данном обществе отклонением от принятых сексуальных норм и стандартов в плане направленности полового влечения или способов его удовлетворения[1][2]. Отнесение того или иного вида сексуального поведения к половым извращениям весьма проблематично[3] и может различаться в различные периоды истории человечества и в различных культурах[1][2].
В прошлом половые извращения считались не только болезненными расстройствами, но и осуждались общественной моралью. Современная наука рассматривает понятие парафилии (сексуальной девиации), причисляя лишь некоторые из них к патологиям[4].
Понятие полового извращения вошло в употребление с 1870-х годов, когда в трудах ряда учёных (прежде всего, Р. Крафт-Эбинга) была обоснована трактовка отклонений от нормальной сексуальности как болезненных, требующих лечения и подлежащих ведению медицины (а не только религии или юриспруденции). Крафт-Эбинг считал извращением все половые проявления, не соответствующие целям природы (размножению), при условии, что существует возможность совершить половой акт естественным путём.
Принято считать, что термины «perversion» и «inversion» впервые использованы в работе Ж. Шарко и В. Маньяна «Превращение полового чувства и другие сексуальные извращения» (фр. Inversion du sens génital et autres perversions sexuelles, 1882), посвящённой попыткам «лечить» гомосексуальность гипнозом, а на русский переведены В. М. Тарновским в обзорной статье 1884 г. «Извращения полового чувства».
Использование термина «половое извращение» в медицине в конце XX века было подвергнуто критике. Было указано, что сами по себе слова «извращение», «извращенец» имеют негативную, осуждающую смысловую окраску[5]. Кроме того, с точки зрения современной медицины психической патологией, требующей лечения, может признаваться лишь такое нарушение, которое препятствует деятельности человека как члена общества[6], вызывает нарушения, препятствующие трудовой деятельности, обычной социальной активности и отношениям с окружающими, причиняет страдания субъекту[7].
В соответствии с этим те сексуальные практики, которые ранее обозначались как половые извращения, в настоящий момент рассматриваются как сексуальные девиации (отклонения), причём считается, что в большинстве случаев (когда отсутствуют критерии болезненного расстройства психики) медицинское вмешательство не требуется[8].
Сексуальными отклонениями считаются такие формы сексуального поведения, которые не соответствуют принятой в данном обществе сексуальной норме. Поскольку представлений о сексуальной норме существует великое множество (в каждом обществе в определённый исторический период существует своя сексуальная норма), перечислить все виды данного поведения, которое считалось или считается отклоняющимся, не представляется возможным.
Содержание [скрыть] 1 Отнесение к сексуальным отклонениям 2 Группы расстройств сексуальных предпочтений по МКБ-10 3 Классификация сексуальных расстройств по Дерягину 4 Примечания 5 Литература Отнесение к сексуальным отклонениям[править | править вики-текст] Основные статьи: Парафилия (сексология), Половые извращения, Сексуальная норма, Сексуальные предпочтения Отнесение того или иного вида сексуального поведения к половым девиациям весьма проблематично[1] и может различаться в различные периоды истории человечества и в различных культурах[2][3]. Следует также различать парафилийные отклонения и необычные сексуальные предпочтения, которые с медицинской точки зрения не считаются болезненными, однако могут считаться неприемлемыми в обществе или в отдельной его части.
Группы расстройств сексуальных предпочтений по МКБ-10[править | править вики-текст] Основные группы парафилий описываются в Международной классификации болезней (МКБ-10) в группе диагнозов F65. МКБ-10 классифицирует расстройства сексуальных предпочтений следующим образом[4]:
F65 Расстройства сексуальных предпочтений, включая парафилии
F65.0: фетишизм — объектом полового влечения является часть тела, одежда или какой-либо иной предмет, символизирующий сексуального партнера. F65.1: фетишистский трансвестизм — половое удовлетворение достигается при переодевании в одежду другого пола. F65.2: эксгибиционизм — половое удовлетворение достигается при демонстрации другим лицам собственного обнажённого тела (обычно ягодиц или половых органов) вне контекста сексуальных отношений. F65.3: вуайеризм — влечение к подглядыванию за половым актом, обнажёнными или частично обнажёнными объектами сексуальных предпочтений. F65.4: педофилия — половое влечение к детям препубертатного или раннепубертатного возраста. F65.5: садомазохизм — желание совершать действия, причиняющие боль, являющиеся унижающими, показывающие подчинённое положение человека, на которого направлены, либо быть объектом таких действий. F65.6: множественные расстройства сексуального предпочтения — комбинация нескольких парафилий, ни одну из которых нельзя признать основной. Чаще всего комбинируются фетишизм, трансвестизм и садомазохизм. F65.8: другие расстройства сексуального предпочтения — все остальные расстройства сексуального предпочтения и сексуального поведения, в том числе фроттеризм, некрофилия, зоофилия, аутоасфиксиофилия, телефонное хулиганство с целью получения сексуального удовлетворения и др. F65.9: неуточнённые расстройства сексуальных предпочтений — сексуальные девиации без уточнения спецификации. Классификация сексуальных расстройств по Дерягину[править | править вики-текст]
Бельевой фетишизм
Обувной фетишизм Геннадий Дерягин в своей книге «Криминальная сексология» выделяет следующую классификацию «отклонённых форм полового поведения»:
сексуальная зоофилия — сексуальное возбуждение и удовлетворение направлены на животных мастурбация и фелляция половых органов животных вагинальные сношения мужчин с самками животных и женщин с самцами животных анально-генитальные сношения мужчин с самцами животных в качестве пассивных партнёров воздействие языком животного на половые органы человека сексуальный фетишизм — паталогическое возведение предмета в культ идола и связанное с этим сексуальное возбуждение бельевой фетишизм — сексуальное возбуждение и удовлетворение связаны с предметами одежды (чаще нижнее бельё и обувь) фетишистский трансвестизм — фетиш связан с переодеванием в одежду противоположного пола цисвестизм — в качестве фетиша выступает одежда своего пола, но типичная для другого возраста или социального класса гомесвестизм — в качестве фетиша выступает одежда человека того же пола, являющегося объектом сексуальных желаний сексуальное возбуждение и удовлетворение, связанные с определёнными физическими характеристиками партнёра апотемнофилия — фетишем является физическое уродство, ампутации гетерохромофилия — фетишем является партнёр с другим цветом кожи нарциссизм — половое влечение к самому себе и собственному телу аутомоносексуализм — половое влечение к собственному телу при отождествлении его с телом другого человека сексуальное возбуждение и удовлетворение, связанные с другими предметами порнографомания — патологическое увлечение порнографией пигмалионизм — сексуальное удовлетворение получается от созерцания и обладания предметами искусства ретифизм — фетишем является изделия из кожи, в том числе человеческой пиролагния и пиромания — в качестве фетиша выступают огонь и пожарные экскрементофилия — роль фетиша играют человеческие выделения (моча, кал, сопли, слюна, менструальные выделения) уролагния — сексуальное возбуждение усиливается от мочеиспускания во время секса урофагия — получение сексуального удовлетворения от питья мочи копрофилия — получение сексуального возбуждения от совершения испражнений, запаха кала копрофагия — получение сексуального удовлетворения при поедании кала сексуальное возбуждение и удовлетворение, связанные со смертью некрофилия — половое влечение к трупам и совершение с ними сексуальных действий сексуальное убийство, совершаемое во время полового акта; совершение полового акта с умирающей жертвой; сексуальный каннибализм сексуальное влечение к спящим и лицам, находящимся в бессознательном состоянии (например, в коме) эксгибиционизм — склонность к демонстрации своих половых органов незнакомым людям, часто в общественных местах садомазохизм — достижение полового удовлетворения, связанное с причинением душевных и физических страданий (себе или партнёру) флагелляция — половое возбуждение, связанное с поркой партнёра или самого себя
_________________ Factum negantis nulla probatio
|