Немецкие СМИ опубликовали выдержки из доклада научной службы бундестага о невозможности применения 5-й статьи устава НАТО в случае, если войска стран альянса будут атакованы на Украине. Почему немецким политикам потребовалось подобное научное и правовое обоснование, и что оно означает для общеевропейской политики на украинском направлении?Эксперты бундестага (парламента ФРГ) пришли к выводу, что возможный удар России по войскам страны НАТО на Украине не станет основанием для применения 5-й статьи устава альянса, сообщает издание Welt. По оценке специалистов, коллективный ответ будет возможен лишь в том случае, если Москва атакует объекты, находящиеся непосредственно на территории государства-члена организации.
«Военная реакция России против целей во Франции, напротив, была бы вооруженным нападением», – подчеркивается в докладе. В случае подобного развития событий данный прецедент имеет право стать предпосылкой для реализации обязательств участников альянса оказать друг другу максимально возможную поддержку.
В документе также развернуто разъясняется позиция по поводу возможного участия войск Франции в зоне конфликта. Отмечается, что размещение Парижем контингента на Украине якобы будет соответствовать ст. 51 устава ООН (право на индивидуальную или коллективную самооборону). При этом в докладе имеется важное замечание, комментирующее возможное присутствие войск европейского государства в зоне спецоперации.
«Если член НАТО действует в одностороннем порядке, то есть не в рамках заранее согласованной операции НАТО и вне структур военного командования НАТО, то ни альянс в целом, ни другие страны – партнеры НАТО не становятся сторонами конфликта», – указано в документе. Таким образом, ФРГ юридически обосновывает возможность отказа от поддержки Франции в случае, если Париж решится на размещение контингента на Украине.
При этом Германия давно заняла крайне осторожную позицию по поводу вовлечения ЕС в боевые действия на Украине. Еще в феврале канцлер Олаф Шольц исключил отправку военных бундесвера в зону конфликта во избежание эскалации отношений между НАТО и Россией. Кроме того, он до сих пор отрицает возможность предоставления ВСУ дальнобойных ракет Taurus, которыми немецкие офицеры планировали уничтожить Крымский мост.
Его поведение кардинально расходится с позицией президента Франции Эммануэля Макрона, который в последние месяцы нарастил число милитаристских заявлений. Недавно в интервью для издания Le Parisien он заявил, что в какой-то момент стране «придется проводить наземные операции, чтобы противостоять русским силам».
При этом, как сообщает Bloomberg, рассуждения французского президента вызвали сильнейшее раздражение у американских чиновников. Инициатива Макрона также не нашла ответа ни среди граждан республики, ни среди других членов ЕС. Однако возможность вовлечения Парижа в боевые действия продолжает активно обсуждаться.
Напомним, согласно 5-й статье устава НАТО, «вооруженное нападение на одну или несколько из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом» Следовательно, страны «соглашаются с тем, что «каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону окажет помощь сторонам, подвергшимся нападению».
В экспертном сообществе отмечают, что доклад бундестага призван подготовить юридическую почву для отказа поддержки французских солдат в случае, если они будут отправлены на территорию Украины. В той же логике, например, несколько лет назад войска Турции в Сирии так же не получили поддержку со стороны НАТО.О том, что ФРГ пытается отмежеваться от воинственных планов Макрона, в своем Telegram-канале пишет и сенатор Алексей Пушков. «Видимо, там сочли недостаточным заявить, что не направят свои войска на Украину и будут категорически против прямого участия НАТО в конфликте. Решили подвести под это юридическую основу», – уточняет он.
«Главная мысль – альянс не несет ответственности за одного из своих членов, самостоятельно направившего регулярные войска в зону военного конфликта и подвергшегося в ней ударам. Полагаю, что примерно такая же логика действует в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Так что Макрон в поход собрался, но, судя по всему, попал впросак», – считает сенатор.
Данный доклад также имеет ряд внутриполитических целей, говорит Вадим Трухачев, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ. «Правительство ФРГ осознает приближение выборов в Европарламент. На фоне роста популярности «Альтернативы для Германии» и Сары Вагенкнехт, СДПГ пытается убедить граждан в отсутствии намерений отправлять немецкие войска на Украину», – уточняет он.
«Кроме того, Париж всегда являлся главным конкурентом Берлина в борьбе за лидерство в ЕС.
Лишний раз уколоть Макрона, дать его администрации понять, что к ее выпадам в объединении относятся скептически, в бундестаге точно не откажутся. Не исключаю, что и сам Шольц был не прочь задеть своего оппонента, даже если запрос на доклад был подан со стороны АдГ», – подчеркивает эксперт.
Доклад был подготовлен по запросу депутата от «Альтернативы для Германии», добавляет Иван Кузьмин, автор отраслевого Telegram-канала «Наш друг Вилли», эксперт по ФРГ. «Это вполне укладывается в логику действий оппозиционной партии, активно выступающей против поддержки Украины и придерживающейся евроскептицизма», – уточняет он.
«В этом контексте результаты депутатского запроса вышли удачными: вердикт о том, что страны ЕС не обязаны помогать агрессивно настроенной Франции в ее действиях в зоне СВО, в очередной раз подчеркивает различия в подходах стран ЕС к ключевым вопросам внешней политики объединения», – подчеркивает собеседник.
«Использованные в документе формулировки вполне могут стать вдохновением для лиц, принимающих решения, причем не только в Германии. Как показала реакция государств ЕС на риторику Макрона, большая часть стран объединения не готова к подобным авантюрам», – замечает эксперт.
«Скорее всего, этот доклад стал продуктом внутриполитических процессов в ФРГ, однако по итогу обрел международное измерение. Предложенное истолкование международных норм для уклонения от участия в конфликте не обладает оригинальностью, но представляет собой демонстрацию того, как европейские страны могут избежать прямого вовлечения в конфликт с Россией», – резюмирует Кузьмин.