"Чёрный лебедь" России: Новейший отечественный истребитель откроет сезон охоты на НАТОЧем новый российский истребитель Checkmate испугал западных специалистов на международном авиасалоне Dubai Airshow, и почему Су-75 станет конкурентом американских истребителей не только на поле боя, но и на рынке вооружений.
Американский журнал Military Watch Magazine отмечает возросшую роль российской авиации в зоне СВО и сравнивает параметры и характеристики F-35 c Су-75 Checkmate, о котором накануне заявили в корпорации "Ростех". Кроме того, речь идёт и об оснащении многофункционального истребителя пятого поколения Су-57 новым оружием. — Новые классы ракет "воздух – воздух" очень большой дальности и крылатых ракет, которыми обычно оснащают бомбардировщики, позволят Су-57 взять на себя функции, превосходящие возможности современных западных истребителей, — пишет MWM.
— Новые классы ракет "воздух – воздух" очень большой дальности и крылатых ракет, которыми обычно оснащают бомбардировщики, позволят Су-57 взять на себя функции, превосходящие возможности современных западных истребителей, — пишет MWM.
Уже выпускаемый серийно, тяжелый Су-57, который наряду с Миг-31 является носителем гиперзвуковых ракет «Кинжал», является прототипом нового легкого одномоторного истребителя Су-75:
Сейчас в России уже началась подготовка производства этих лёгких истребителей пятого поколения Су-75 Checkmate. Конструкторская документация передана на завод-изготовитель, начата подготовка производства первых образцов, — говорится в сообщении пресс-службы "Ростеха". По словам вице-премьера, главы Минпромторга Дениса Мантурова, опытный образец самолёта может появиться до конца 2025 года.
Характеристики и особенности Су-75 CheckmateЛёгкий тактический самолёт Су-75 Checkmate ("Шах и мат") — это первый в России и второй в мире (после F-35) однодвигательный самолёт пятого поколения. Ключевые особенности самолёта — малозаметность, низкая стоимость и открытая архитектура, машина может получить практически любую комплектацию по желанию заказчика. По мнению экспертов, он может составить конкуренцию лучшим образцам американской военной техники.
Российский истребитель-невидимка Checkmate, похоже, имеет хорошие перспективы, и ожидается, что он сможет составить конкуренцию американскому F-35 на международном рынке вооружений, — сообщила китайская газета Global Times.
Замруководителя проекта в ОАК Алексей Булатов пояснил, что новый самолёт получил такое название, потому что в случае проекции воздушного боя в виде шахматной партии истребителю будет отведена роль коня. Он отметил, что "беспилотники — это пешки, ферзь, условно говоря, — Су-57, конь, с одной стороны, — не очень примечательная фигура, но в определённый момент при выходе очень нужен".
Модификации CheckmateПредполагается, что истребитель будут выпускать в трёх модификациях: одноместной, двухместной и беспилотной. Радиус действия — до трёх тысяч километров, скорость — до двух скоростей звука, боевая нагрузка — 7400 килограммов. Истребитель способен одновременно атаковать до шести целей в воздухе, воде и на суше, включая ударные БПЛА и зарубежные самолёты пятого поколения.
В арсенал Checkmate входят ракеты класса "воздух – воздух" и "воздух – поверхность", корректируемые бомбы, беспилотники, неуправляемые ракеты и пушечные контейнеры. Оснащён самолёт системами круговой и радиотехнической разведки, системами радиоэлектронных помех, оптического прицеливания и широкодиапазонной связи.
— Самолёт Checkmate — это наш ответ американскому самолёту F-35, потому что это лёгкий истребитель, и мы делаем лёгкий истребитель, — пояснил военный историк и директор Музея Войск ПВО Юрий Кнутов. — Это машина, которая способна будет фактически заимствовать наиболее передовые разработки Су-57 и за счёт этого будет в выигрыше по стоимости. А технологии работы Су-57 уже применялись на Украине и показали хорошие результаты. У Checkmate серьёзные перспективы.
Реакция на ЗападеCheckmate вызвал серьёзную тревогу на Западе уже с момента появления его прототипа на Международном авиакосмическом салоне (МАКС-2021) в Жуковском.
Новый тактический самолёт Су-75 Checkmate позволит России побороться с США в воздухе и на геополитической арене, чтобы "оспорить стратегическое влияние США", отметили в The Wall Street Journal сразу после презентации прототипа. Издание делает вывод, что "Checkmate может стать вторым в мире однодвигательным истребителем, оснащённым самыми совершенными технологиями уклонения от радаров".
По мнению журнала The National Interest, истребитель нового поколения Су-75 Checkmate имеет много преимуществ перед своими зарубежными конкурентами. В первую очередь имеются в виду его оснащённость и конкурентоспособная стоимость $25–30 млн. Сравнив Су-75 Checkmate с европейскими самолётами, издание пришло к выводу, что он не оставит шансов шведскому многоцелевому истребителю Saab JAS-39 Gripen и французскому Dassault Rafale.
Единственным конкурентом российской новинки, по мнению журнала, является американский истребитель пятого поколения F-35, разработанный корпорацией Lockheed Martin, пользующийся спросом в мире. И больше всего американских журналистов тревожит то, что Москва собирается продвигать Су-75 в ОАЭ, Аргентине, Индии и Вьетнаме — как раз в тех странах, которые могли бы стать рынком сбыта F-35.
Однако пугают Запад не только конкурентные возможности Checkmate на рынке вооружений, но и его чисто боевые характеристики.
— Checkmate хорошо вписываются в концепцию современного лёгкого истребителя и вместе с американским F-35 являются близкими претендентами на звание самого грозного одномоторного истребителя в мире, — резюмирует MWM, проанализировав технические характеристики нового российского самолёта.
Однако, с учетом того, что американский F-35 (по отзывам закупивших его стран) является не очень надежной машиной и требует больших затрат на эксплуатацию, он еще и не такой скоростной, как наши «Белые лебеди» Ту-160.
Главная битва за рынки вооружений ещё впереди, но уже сейчас Checkmate может оказаться привлекательнее зарубежных машин.
После нескольких месяцев ожиданий главная звезда авиационного рынка следующих нескольких лет представлена зарубежной публике. 14 ноября на Dubai Airshow Россия показала потенциальным зарубежным заказчикам лёгкий тактический истребитель — Су-75 Checkmate. Этот истребитель наряду с Су-57Э будет предлагаться зарубежным заказчикам, и после 2026 года Объединённая авиастроительная корпорация может запустить производство первых экспортных машин.
Из тёмной лошадки, неизвестной публике, истребитель превратился в перспективную боевую машину, которая может закрыть практически все существующие потребности зарубежных стран в современных истребителях. Главная особенность Су-75 — полностью отечественная сборка. Это будет выделять его на фоне любых зарубежных конкурентов, включая европейские истребители поколения 4 и 4++, например шведские JAS Gripen, а также американские F-35. Продажи последних сильно ограничены — из-за опасений утечки технологий даже партнёры США по НАТО иногда не могут купить эти машины для себя, а экспорт шведских самолётов четвёртого поколения Евросоюз вынужден согласовывать с Пентагоном, поскольку в Gripen используется американская электроника.
Спроектировать уникальную машину удалось всего за год. Добиться этого разработчики смогли благодаря использованию суперкомпьютерных технологий и широкой унификации Checkmate со своим "старшим братом" — тяжёлым истребителем Су-57. От него однодвигательный истребитель унаследует многие элементы: систему управления и применения оружия, элементы планера и крыла и другие конструктивные особенности.
Конкуренты истребителя Су-75F-35. Фото © Getty Images / Atilgan Ozdil / Anadolu AgencyНесмотря на то что Россия будет предлагать на экспорт и тяжёлый Су-57Э, особенно большие надежды возлагают именно на лёгкий тактический самолёт. Его главной особенностью должна стать сниженная стоимость лётного часа — заявленные характеристики по стоимости одного часа полёта Су-75 в шесть-семь раз ниже, чем у американского истребителя пятого поколения F-35. Однако если говорить откровенно, то F-35 — запредельная с точки зрения стоимости машина, обладающая не самыми выдающимися характеристиками среди истребителей пятого поколения. Самолёт не так разорителен для потенциального заказчика, как "старший брат" F-35 — истребитель F-22, эксплуатация которого обходится ВВС США почти в 70 тыс. долларов в час, однако сделать его дешевле на порядок не удалось — стоимость одного часа полёта F-35 составляет примерно 35–38 тыс. долларов.
Кроме того, Су-75 — это первая полноценная машина пятого поколения, доступная на экспорт. Да, формально первыми продавать на экспорт начали американский F-35, однако продажи этой машины зависят от того, насколько дружен покупатель с Пентагоном и насколько глубоки его карманы — каждый истребитель, согласно данным из открытых источников, обходится зарубежным клиентам примерно в 120 млн долларов. Заявленная стоимость Checkmate — 30 млн долларов, но, даже если истребитель подорожает до 40–50 млн, он всё равно будет самым дешёвым в классе.
Другая особенность Су-75 — его уникальность на рынке вооружений. Никому из потенциальных конкурентов разработать собственную машину пятого поколения ещё не удалось. Корейский KAI KF-X испытывает серьёзные проблемы с двигателем и электроникой (ни то ни другое просто не готово), от британского концепта Tempest было решено отказаться в пользу F-35, а японский X-2 Shinshin пятый год находится на перепроектировании. Китайский Chengdu J-20 избыточен для большинства заказчиков, но есть и другое препятствие: он не поставляется на экспорт, а к разработке однодвигательного истребителя в КНР не приступали. Последний возможный конкурент Су-75 — турецкий TF-X, но и здесь всё не слава богу. После исключения из программы F-35 турецкий ВПК попытался создать собственный истребитель пятого поколения, но уже долгое время успехов на этом направлении нет.
Пятое поколение по цене четвёртогоВ октябре 2009 года правительство Египта обратилось к США с предложением продать 24 истребителя F-16C/D Block 50/52. Вместе с переоборудованием истребителей каждый самолёт обошёлся египетским ВВС в 133 млн долларов — это на 10 млн долларов больше, чем цена истребителя F-35. Об этой сделке стоит знать и кое-что ещё: в 133 млн долларов не было включено вооружение, а истребители должны были поставляться с устаревшими РЛС. При этом стоимость лётного часа F-16 осталась ощутимо высокой — примерно 18–20 тыс. долларов.
Су-75 оказался на голову выше всех своих конкурентов, поскольку потенциальному заказчику предлагается уникальное сочетание — полноценный боевой истребитель пятого поколения, стоимость которого в несколько раз ниже истребителей поколения 4 и 4++. В стандартную комплектацию Су-75 входят внутренние отсеки для вооружения, продвинутая РЛС с активной фазированной антенной решёткой, высокая надёжность и возможность применения широкого спектра ракет и бомб, которую разработчики Су-75 переосмыслили по итогам боевого применения российской авиации в Сирии.
В производстве уже завтраПродумывать отдельный производственный цикл для создания Су-75 не нужно — машина спроектирована с учётом опыта производства тяжёлых двухдвигательных Су-57, поэтому никаких сложностей со сборкой машин быть не должно. Отдельно разработчики машины заостряют внимание на возможностях Checkmate по взаимодействию с беспилотной авиацией — Су-75 может взять на себя роль "летающего центра управления" и замкнуть на одном лётчике данные с десятка беспилотников. Истребители четвёртого поколения таких возможностей лишены, а для того, чтобы научить американские и европейские боевые самолёты действовать единым звеном с БПЛА, требуются несколько лет и миллиардные инвестиции.
После того как будет налажено производство, заказчикам могут предложить и "модифицированные модели" Су-75, среди которых называются и беспилотный летательный аппарат, и палубный истребитель. По слухам, в перспективе заказчикам может быть предложен "единый ударный комплекс пятого поколения", в составе которого будут командные машины, которыми управляют люди, а также несколько ударных беспилотников, способных прорвать ПВО противника и провести разведку боем. Последние можно применять в максимальной "ударной" конфигурации: на 11 точках подвески можно разместить столько высокоточных бомб и ракет, что хватит для любой боевой работы.
Производитель заявляет, что в арсенале Су-75 имеются и противокорабельные ракеты Х-31ПД и Х-35УЭ, с помощью которых звено истребителей сможет проводить атаки по кораблям противника с любым водоизмещением, включая авианосцы. А такие возможности переводят Checkmate в оружие совершенно другого уровня, недоступного ни одной стране мира.