Banggood WW

Какую невозможную задачу решили при создании турбин ледокола «Арктика»


 [ Сообщений: 25 ]  Стрaница 1, 2  След.
Автор  
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23849
Благодарил (а): 90 раз.
Поблагодарили: 452 раз.
Какую невозможную задачу решили при создании турбин ледокола «Арктика»

Этот факт нигде не освещался в СМИ, об этом не снимали фильмы, да и по прошествии многих лет об этом упомянули вскользь. А меж тем российские специалисты сумели реализовать проект, который абсолютно не укладывается в философию паротурбинных установок. В 2016 году в составе ледокола «Арктика» была спущена на воду невероятно технически сложная паротурбинная установка, которая может поспорить со всем, что вы знаете о паровых турбинах. Что представляет собой это уникальное изделие?

Изображение

Выдержит космические перегрузки
Над сложнейшей задачей трудилось не одно предприятие. Паротурбинную установку ПТУ-72 разрабатывал «Киров-Энергомаш» (КЭМ), входящий в группу компаний «Кировский завод», а паровые турбины низкого давления ТНД-17 — Уральский турбинный завод. Работа над созданием многотонных изделий велась с 2013 года.

Техническое задание, на первый взгляд, содержало большое количество требований, которые ставили в тупик:

«Самые для нас интересные — это чтобы турбина выдерживала перегрузки. <...> Всё оборудование должно выдерживать перегрузки 3G. 3G — это перегрузки, которые человек не закрепленный, не пристегнутый, не выдержит», — сообщил главный конструктор УТЗ Тарас Шибаев.

Разработка УТЗ весит около 70 тонн. Это чудо инженерной мысли состоит из 5 тысяч деталей, каждая из которых подогнана с точностью до микронов. А главное — техническое задание было выполнено!

Изображение

Такие сложнейшие изделия не любят перегрузки по очевидным причинам. Сильный удар может дестабилизировать конструкцию и разрушить подшипники. И корабли никогда не испытывают таких перегрузок. Но всё меняется, когда речь идет о ледоколе. Хотя даже для него 3G очень много. Для сравнения: перегрузки до 3-4G испытывают космонавты при спуске на космическом корабле. А если брать более бытовой пример, то при взлете самолета пассажиры чувствуют перегрузку около 1,5G, и ощущения не из приятных.

В случае же с турбиной ошибки непростительны. Особенно учитывая, что значительная перегрузка может настигнуть и во время интенсивного набора мощности, когда каждый из элементов и без того испытывает максимально возможные нагрузки. Но оборудование должно продолжить работу. Ведь за этой турбиной стоит реактор, который не может в один момент прекратить работу.

Если вам этого показалось мало, то дальше начинается форменное безумие.

Изображение

Дело в том, что сам завод-изготовитель заявляет, что паровая турбина может выдерживать перегрузки до 6G, а также работать без вибраций при любых условиях. Достичь этого удалось за счет внедрения инновационного материала:

«Использованы новые конструкторские решения в части облопачивания — это установка лопаток на роторе и корпусе турбины. Применен новый материал для ротора, это связано с необходимостью работы турбоустановки при повышенных нагрузках. Какой именно материал — коммерческая тайна», — рассказал главный конструктор УТЗ Тарас Шибаев (turbinist.ru).

Изображение

Разгоняется за минуту
Задачи, как вы уже поняли, мягко говоря, стояли нетривиальные. Еще одним требованием было то, чтобы турбина сначала разгонялась с 0 до 100%, а потом полностью останавливалась всего за минуту. Те, кто в курсе темы, сейчас должны сказать, что это ересь для такого типа силовой установки.

Но конструкторы смогли достичь и этого немыслимого результата. Установка может маневрировать на несколько порядков быстрее, чем стандартный реакторный блок на АЭС. Она способна брать нагрузку 60 раз в час, или, иначе говоря, полностью загружаться и разгружаться каждую минуту.

Решение такой задачи потребовало просто колоссального сосредоточения усилий различных специалистов уже на этапе проектирования, а потом предстояла долгая работа непосредственно по конструированию и отладке работы. С учетом того, что проект стартовал в 2013-м, темпы реализации поразительные, так как поставка готового оборудования произошла уже в 2017 году.

Изображение

И даже это далеко не всё. Мы ведь ещё не назвали, для каких задач потребовалась такая безумная силовая установка. А ведь дальше предстояли ещё и приёмочные испытания. И проверка работы в других экстремальных условиях. Но об этом продолжим во второй части.

Обуздать атом: единственная в своём роде паровая турбина, которая может разгоняться и останавливаться 60 раз за час.

В первой части мы начали рассказывать об одной из самых необычных ядерных силовых установок, которой когда-либо оснащали корабли. А разработали это чудо инженерной мысли в России. Паровая турбина, сопряженная с реактором, способна разгоняться до максимума и быстро останавливаться всего за минуту — это был вызов. Он был принят, и появилось изделие, которому нет аналогов в мире. И оно предназначено для эксплуатации в жесточайших условиях Севера. А подробнее расскажем далее.

Изображение

Турбинная установка для покорения льдов
В первой части мы написали о турбине ПТУ-72, которая может выдержать перегрузки до 6G. Для людей такие с высокой долей вероятности оказались бы летальными, но мы не сказали, кому потребовалась такая турбина и куда ее собрались устанавливать.

Для таких экстремальных условий, как, возможно, многие догадались, оборудование испытывает, наверное, только одна сумасшедшая компания, и это Росатом. Работать турбине, разумеется, предстоит с атомным реактором РИТМ-200, что в принципе и объясняет высокие требования. А такие колоссальные перегрузки может испытывать только одно судно в мире, а точнее, тип судов — ледоколы.

Хотя даже когда огромный исполин на полном ходу врезается в нагромождения льда, при самом худшем сценарии трудно представить, что он может испытать перегрузку в 3G, не говоря уже о 6, на которую рассчитана турбина. Но главное, что при любом раскладе, даже самом невозможном, реактор будет работать стабильно и в штатном режиме обеспечивать уникальное судно энергией.

А чтобы пробивать колоссальные толщи льда, энергии нужно очень много: суммарная мощность установки — 175 МВт. Этого хватит, чтобы дать энергию небольшому городу. Но на ледоколах иначе никак, что лишний раз доказали последние испытания.

Изображение

Проверка на прочность
В 2020 году ледокол «Арктика» проходил финальную экстремальную проверку, во время которой должен был развернуться ко льду кормой и начать крошить лёд гребными винтами. Однако во время швартовых испытаний произошла поломка: из-за короткого замыкания вышел из строя гребной электродвигатель на правом валу.

«Срабатывание системы защиты и аварийное отключение преобразователя частоты случились во время проведения пусконаладочных работ системы электродвижения и подачи напряжения от преобразователя частоты на гребной электродвигатель (ГЭД)» — Naked Science.

После этого над проектом, казалось, нависла тень. Однако с турбиной проблем не возникло, ибо в этом случае последствия были бы куда серьезнее. Ведь паротурбинная установка обеспечивает нормальную работу реактора, который мгновенно остановить нельзя. Электродвигателей же на борту 4, а вышел из строя только один из них, и, в отличие от двигателей, по итогам ходовых испытаний турбина показала себя блестяще. Производители установки, о которых мы подробно говорили в первой части, по выводам комиссии справились со сложнейшей задачей по ее созданию на высший балл. Да и спрос на эти турбины показывает, что работают они без нареканий.

Изображение

ПТУ-72 нужны для оснащения атомных ледоколов проекта 22220, которых должно быть построено 7. К текущему моменту в строю 3 корабля, введенные в эксплуатацию в 2017-2019 годах: головной «Арктика», первый серийный «Сибирь», а также «Урал». Сейчас на этапе строительства на петербургском Балтийском заводе еще два судна серии. Пятый корабль заложили совсем недавно, в августе:

«Судостроители приступили к раскрою специализированной стали для корпуса будущего ледокола на станках плазменной резки в корпусообрабатывающем цехе завода в присутствии представителей заказчика — ФГУП "Атомфлот" — и Российского морского регистра судоходства», — пишет ТАСС со ссылкой на пресс-службу предприятия.

Про уникальные двигатели для ледокола «Арктика» мы уже писали на этом канале. И они, несмотря на досадную поломку, тоже в итоге показали себя отлично, а вышедший из строя экземпляр был благополучно заменён. И теперь российские предприятия готовятся освоить новую высоту, ведь на горизонте — корабль, который будет мощнее в 2 раза. Вы уже догадались, о каком корабле идёт речь?
https://dzen.ru/a/ZUS6qJI8j3H_ ... r_id=[object%20Object]

   
  
    
Теги
Какую невозможную задачу решили при создании турбин ледокола «Арктика»
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23849
Благодарил (а): 90 раз.
Поблагодарили: 452 раз.
Тут недавно один уникально одарённый хорёк пытался доказать, что построить ледокол аналогичный атомным российским ледоколам, для Америки как два пальца обосвальт.

Оказывается не всё так просто, может получиться так, что США не имеют необходимых компетенций....короче сильно отстала Америка от России в своих технологиях.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23849
Благодарил (а): 90 раз.
Поблагодарили: 452 раз.
Россия так далеко ушла вперёд в технологиях строительства ледокольного флота, что догнать вряд ли получится даже у Америки.

Америка сегодня не в состояние построить даже ледокол сопоставимый с атомными ледоколами СССР.

Изображение

   
  
    
 
Сообщение  
Тролль
Аватара пользователя

Регистрация: 22.02.2015
Сообщения: 61856
Откуда: Кёнигсберг
Благодарил (а): 80 раз.
Поблагодарили: 901 раз.
СССР
waheed писал(а):
Америка сегодня не в состояние построить даже ледокол сопоставимый с атомными ледоколами СССР.
а зачем? :rzach: :rzach: :rzach:

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23849
Благодарил (а): 90 раз.
Поблагодарили: 452 раз.
Автором этого сообщения является Тракторист, находящийся в вашем чёрном списке. Показать это сообщение.

Источник: Какую невозможную задачу решили при создании турбин ледокола «Арктика»

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 19175
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 374 раз.
Россия
Тракторист писал(а):
waheed писал(а):
Америка сегодня не в состояние построить даже ледокол сопоставимый с атомными ледоколами СССР.
а зачем? :rzach: :rzach: :rzach:
"Зелен виноград" ©

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 21.08.2014
Сообщения: 79588
Благодарил (а): 11 раз.
Поблагодарили: 928 раз.
Деревянные лопатки.

_________________
«Храматыка е выскусьтво правыльно чытаты ы пысаты…»
Американская Террористическая Организация ВСУ, ИГИЛ, Аль-Каида.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 18.08.2014
Сообщения: 17597
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 347 раз.
СССР
ВиР писал(а):
Тракторист писал(а):
waheed писал(а):
Америка сегодня не в состояние построить даже ледокол сопоставимый с атомными ледоколами СССР.
а зачем? :rzach: :rzach: :rzach:
"Зелен виноград" ©
Ну в чем то он прав - у американцев и так достаточно много развлечений кроме постройки ледоколов. Тогда ради чего напрягаться?
:smoke

_________________
"Мы не нуждаемся в вашей признательности..."(с)

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23849
Благодарил (а): 90 раз.
Поблагодарили: 452 раз.
Gest писал(а):
ВиР писал(а):
Тракторист писал(а):
waheed писал(а):
Америка сегодня не в состояние построить даже ледокол сопоставимый с атомными ледоколами СССР.
а зачем? :rzach: :rzach: :rzach:
"Зелен виноград" ©
Ну в чем то он прав - у американцев и так достаточно много развлечений кроме постройки ледоколов. Тогда ради чего напрягаться?
:smoke

Разве Америка отказалась осваивать полезные ископаемые своего севера? Ей это не нужно?

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 15.06.2022
Сообщения: 17929
Благодарил (а): 834 раз.
Поблагодарили: 468 раз.
Россия
Gest писал(а):
ВиР писал(а):
Тракторист писал(а):
waheed писал(а):
Америка сегодня не в состояние построить даже ледокол сопоставимый с атомными ледоколами СССР.
а зачем? :rzach: :rzach: :rzach:
"Зелен виноград" ©
Ну в чем то он прав - у американцев и так достаточно много развлечений кроме постройки ледоколов. Тогда ради чего напрягаться?
:smoke
Ради ресурсов, ради контроля территории в военных целях.
Эти две цели - самые важные за всю историю США.

_________________
«Когда гонишь глистов из кошки, то для врача это спецоперация, для глистов— война, для кошки— очищение» (ц)

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 25.08.2014
Сообщения: 41676
Благодарил (а): 102 раз.
Поблагодарили: 1067 раз.
Azerbaijan
Прочитал эту чушь где "ледокол врезается в нагромождение льда" и дальше читать расхотелось.
Пишу теюе мама из горящего танка

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 20.08.2014
Сообщения: 24755
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 823 раз.
Great Britain
Ща хорьки с украми сюда подтянутся и снова блевать своим дерьмом начнут... :smoke

_________________
"У СВО нет цели. Только Путь.”(c)

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 08.07.2022
Сообщения: 11537
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 11 раз.
это скрепы а не "своё дерьмо"... :zed: :smoke
phpBB [media]

   
  
    
 
Сообщение  
Завсегдатай
Аватара пользователя

Регистрация: 18.09.2023
Сообщения: 4443
Благодарил (а): 38 раз.
Поблагодарили: 55 раз.
макарон писал(а):
это скрепы а не "своё дерьмо"... :zed: :smoke
phpBB [media]
Если дед воевал, значит ему под сто лет.
Особенно понравилось, как у него в сердце батарейки мёрзнут. :smoke

_________________
Переубедить вас мне не удастся, поэтому сразу перейду к оскорблениям.... (с)

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 08.07.2022
Сообщения: 11537
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 11 раз.
phpBB [media]

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 23.08.2014
Сообщения: 88189
Откуда: Москва
Благодарил (а): 985 раз.
Поблагодарили: 1114 раз.
РусАл писал(а):
макарон писал(а):
это скрепы а не "своё дерьмо"... :zed: :smoke
phpBB [media]
Если дед воевал, значит ему под сто лет.
Особенно понравилось, как у него в сердце батарейки мёрзнут. :smoke
- У него гранитный камушек в грудииии!

_________________
Любое высказывание выходца с Украины - это брехня

   
  
    
 
Сообщение  
Завсегдатай

Регистрация: 02.03.2023
Сообщения: 2897
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 47 раз.
Sunburn писал(а):
Прочитал эту чушь где "ледокол врезается в нагромождение льда" и дальше читать расхотелось.

Вообще-то технически именно так и происходит: ледокол с разгона "наползает" на лёд (именно для этого у него характерный скос форштевня) и, наползая на ледяное поле, своей массой продавливает и раскалывает этот самый лёд.
Если лёд относительно тонкий процесс идёт непрерывно, за счёт мощности силовой установки.
Но если льды большой толщины - то начинается "бодание".
Разгон, удар. Потом задний ход, новый разгон и новый удар.

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран

Регистрация: 24.09.2014
Сообщения: 23849
Благодарил (а): 90 раз.
Поблагодарили: 452 раз.
sves писал(а):
Sunburn писал(а):
Прочитал эту чушь где "ледокол врезается в нагромождение льда" и дальше читать расхотелось.

Вообще-то технически именно так и происходит: ледокол с разгона "наползает" на лёд (именно для этого у него характерный скос форштевня) и, наползая на ледяное поле, своей массой продавливает и раскалывает этот самый лёд.
Если лёд относительно тонкий процесс идёт непрерывно, за счёт мощности силовой установки.
Но если льды большой толщины - то начинается "бодание".
Разгон, удар. Потом задний ход, новый разгон и новый удар.

Тяжёлый лёд именно так и проходят.

   
  
    
 
Сообщение  
Тролль
Аватара пользователя

Регистрация: 22.02.2015
Сообщения: 61856
Откуда: Кёнигсберг
Благодарил (а): 80 раз.
Поблагодарили: 901 раз.
СССР
Умный в гору не пойдет :rzach:

   
  
    
 
Сообщение  
Ветеран
Аватара пользователя

Регистрация: 25.08.2014
Сообщения: 41676
Благодарил (а): 102 раз.
Поблагодарили: 1067 раз.
Azerbaijan
sves писал(а):
Sunburn писал(а):
Прочитал эту чушь где "ледокол врезается в нагромождение льда" и дальше читать расхотелось.

Вообще-то технически именно так и происходит: ледокол с разгона "наползает" на лёд (именно для этого у него характерный скос форштевня) и, наползая на ледяное поле, своей массой продавливает и раскалывает этот самый лёд.
р.
Так вот именно же.Лед форштевнем не колется как колуном дерево.А именно продавливет своей массой.А стало быть ни о каких "перегрузках" в сколько-то там Жэ речи быть не может.К тому же все важные узлы и механизмы таких судов установлены не на корпусном наборе а на специальных фундаментах которые гасят возможные ускорения

   
  
    
 [ Сообщений: 25 ]  Стрaница 1, 2  След.




[ Time : 0.131s | 18 Queries | GZIP : Off ]