В 1872—1874 годах в связи с болезнью отца семья проживала в Марселе (Франция). В Марселе с девятилетнего возраста Алексей учился в частном пансионе Русселя (Pensionnat Roussel et Champsaur, conurs Jullien,14) полупансионером, а с января 1873 года — полным пансионером. Весной 1874 года с семьёй переехал в Таганрог, а в середине августа — в Севастополь. Осенью после экзамена был принят во второй класс Севастопольского уездного училища с прогимназическими классами. Летом 1875 года Крыловы перебрались в Ригу, где Алексей был отдан в частную школу Карла-Густава Юнкера (1875—1876), обучение в которой велось на немецком языке. В январе 1877 года родители перевели его в Рижскую классическую гимназию, где главными предметами были греческий и латинский языки. В сентябре того же года Алексей поступил в пансион лейтенанта Д. В. Перского, в котором готовили ко вступительным экзаменам в Морской корпус. В 1878 году А. Н. Крылов поступил в Морское корпус, которое окончил с отличием в 1884 году. Товарищем Алексея Крылова по Морскому училищу был старший сын Д. И. Менделеева — Владимир[9]. Во время обучения приобрёл большой технический опыт, участвуя в учебных плаваниях на корветах «Боярин» (май—август 1882), «Варяг» (май—август 1883), а также на корвете «Аскольд» (июнь—сентябрь 1884), выполнив ряд работ вне программы по девиации компаса и проверке задач по практической астрономии для книги «Справочная книжка для морских офицеров»[10]. По итогам учёбы имя А. Н. Крылова было занесено на мраморную доску, а он сам был удостоен премии имени генерал-штаб-доктора[11] Менде[12]. По экзамену 1 октября 1884 года произведён в мичманы[13], а 16 октября зачислен в 8-й флотский экипаж. С октября 1884 года служил в компасной части Главного гидрографического управления под руководством И. П. Колонга, где провёл своё первое научное исследование по девиации магнитных компасов[14]. В январе 1885 года по поручению И. П. Колонга руководил занятиями офицеров, прикомандированных к компасной части Главного гидрографического управления для изучения способов уничтожения девиации компаса, разработанных И. П. Колонгом[15]. Со 2 декабря 1885 года назначен в минный класс, сроком на один месяц, для изучения краткого курса минного дела[16]. 12 декабря 1886 года назначается младшим делопроизводителем VIII класса в Эмеритальную кассу Морского ведомства (приказ по Морскому ведомству № 7 )[17].
Много позже, в 1938—1940 годах, учёный опубликовал ряд работ, в которых дал полное изложение теории девиации магнитного компаса, исследовал вопросы теории гироскопических компасов, разработал теорию влияния качки корабля на показания компаса:
«Основания теории девиации компаса»; «Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении»; «О теории гирокомпаса». В 1941 году эти исследования были отмечены Сталинской премией. А. Н. Крылов предложил также новую систему дромоскопа, автоматически рассчитывающего девиацию компаса.
В июле 1887 года мичман А. Н. Крылов проходил судостроительную практику на Франко-русском заводе перед поступлением в Николаевскую морскую академию[18], во время прохождения которой написал первую научную работу по кораблестроению — «Расчёт башни броненосца „Император Николай I“»[19]. Зачислен штатным слушателем на кораблестроительное отделение Николаевской морской академии 4 октября 1888 года[20]. В 1890/91 академическом году слушал лекции профессоров А. Н. Коркина, Д. К. Бобылева, А. А. Маркова, Д. А. Граве, И. В. Мещерского на III и IV курсах Петербургского университета. 20 сентября 1890 года прикомандирован к Морскому училищу[21]. В мае 1894 года назначен членом комитета библиотеки Морского училища[22]. После окончания курса Морской академии 26 октября 1890 года назначается штатным преподавателем Морского училища[23].
Инициатор создания факультета кораблестроения в Санкт-Петербургском политехническом институте, где читал курс вибрации судов. Одновременно преподавал в Институте инженеров путей сообщения[12]. По воспоминаниям самого А. Н. Крылова, с 1887 года его «главной специальностью стало кораблестроение, или, лучше сказать, приложение математики к разного рода вопросам морского дела». С этого началась его преподавательская деятельность, продолжавшаяся почти до самой смерти.
В 1890-х годах мировую известность получил труд Крылова «Теория качки корабля», значительно расширивший теорию Уильяма Фруда. Работа А. Н. Крылова была первым всеобъемлющим теоретическим трудом в этой области[14]. В 1896 году избран членом Британского общества корабельных инженеров. В 1898 году награждён золотой медалью Английского общества корабельных инженеров, причём это был первый случай в истории Общества, когда медали удостаивался иностранец. Продолжая эти работы, А. Н. Крылов создал теорию демпфирования (умерения) бортовой и килевой качки. Он первый предложил гироскопическое демпфирование (успокоение) бортовой качки, что сегодня является наиболее распространённым способом умерения бортовой качки.
На Всемирной выставке (1900) в Париже среди предметов, направленных Главным гидрографическим управлением, находился дромоскоп капитана А. Н. Крылова[24].
А. Н. Крылов с дочерью Анной, ставшей впоследствии женой П. Л. Капицы. 1904 год Летом 1903 года совершил плавание от Либавы до Порт-Артура на учебном судне «Океан», чтобы исследовать напряжение в связях корабля при качке с помощью приборов собственного изготовления[25].
_________________ Just look in my eyes and you'll see russian paradise.
|